В IX веке монодическую фактуру постепенно начала сменять полифоническая. Период полифонии – важнейший и очень продолжительный. С IX по XVIII век европейская музыка существовала в контексте полифонии и строилась по её законам.

Полифония в музыке — многозначный термин, который характеризует группу жанров и типов фактуры. Также полифонией называется учебная дисциплина, в которой изучаются полифонические произведения. 

Полифоническая фактура это многоголосие, написанное в соответствии с правилами, в котором мелодическая (горизонтальная) логика чаще всего определяет гармоническую (вертикальную). На протяжении почти деcяти веков существования, полифония развивалась и сильно трансформировалась. Это связано с изменением акустического восприятия консонансов и диссонансов, а также с изменением роли композитора в творческом процессе. Синонимом слова полифония можно считать контрапункт. 

учебник Танеева

Первый учебник полифонии на русском языке.

учебник Милка

Один из современных учебников полифонии.

Периодизация эпохи полифонии

  • Средневековье IX-XIV вв.
  • Возрождение XV-XVI вв.
  • Барокко XVII- первая половина XVIII вв.

В этой главе мы более подробно остановимся на полифонии Средневековья. Этот период также принято делить на три:

  • Раннеполифоническая эпоха IX– начало X вв.
  • Ars antiqua (старое искусство) — конец X–XIII вв.
  • Ars nova (новое искусство) XIV– начало XV вв.

В оформлении главы использованы фотографии экспонатов парижского Музея Средневековья:

Иисус
мальчик
лев
животное

Эпоха ранней полифонии

Мелодической основой в этот период по прежнему оставался григорианский хорал. Первый собственно полифонический фактурный принцип — параллельное движение голосов. Мелодия хорала дублировалась в интервал, использовались совершенные консонансы. К совершенным консонансам в это время относили октаву, квинту и кварту.

В полифонии роль консонанса и диссонанса чрезвычайно важна, и, так как мы ещё не раз вернёмся к обозначениям интервалов, имеет смысл сразу же использовать нумерацию от нуля, как это принятно в полифонической традиции.
То есть, прима — 0, кварта — 3, квинта — 4, октава — 7.

На этом этапе не выделяют какие-то крупные композиторские школы с узнаваемым стилем письма или монастыри, где особенно активно и самобытно разивалаось музыкальное искусство. Развитие происходило везде. Даже установить точно авторство тех или иных трактатов и манускриптов бывает очень непросто, как это видно на примере истории с Псевдо-Хукбальдом. Однако есть несколько композиторов этого периода, имена и произведения которых сохранились в истории.

Главным жанром не только раннего периода, но и большей части Средневековья является органум. Органум изначально состоял из двух голосов (этот вид многоголосия называется диафония) – основного, содержащего мелодию григорианского песнопения (vox principalis) и дополнительного, в котором та же мелодия звучала на кварту или квинту выше или ниже основного (vox organalis). В соотношении мелодии и текста вначале соблюдался силлабический принцип, когда один звук соответствует одному слогу. Постепенно со временем появились мелизматические органумы, где на один слог звучит несколько звуков мелодии. Vox organalis становился свободнее, движение его относительно главного голоса перестало быть параллельным. Также каждый из голосов мог удваиваться в интервал и фактура, если взглянуть на неё в современной записи, не кажется нам двухголосной. Однако это всё ещё диафония!

Основной принцип развития vox organalis в органуме называется тропированием. Троп применительно к органуму это голос, в котором есть небольшие изменения относительно главного. Мелодическое тропирование могло сочетаться с текстовым, когда к одной и той же мелодии писали разные слова. Сборники органумов с тропами называются тропарями или тропариями.

Кроме органума существовали и другие жанры. Например, кондукт. Его главная отличительная особенность — отсутствие в теноре известной заданной мелодии, в него не был в обязательном порядке «вшит» хорал, как это происходило с органумом. Также важно, что ранние кондукты были хоть и на религиозные темы (паралитургические), но не богослужебные.

Ещё появились клаузулы. Это жанр, который зародился внутри органума как его часть, но затем отделился. Для клаузул характерна выраженная мелизматика.

Секвенция — музыкальная форма (и жанр), основанная на чередовании парных строк, равных по количеству слогов. Строки могут повторяться прямо по принципу: aa bb сс dd, или перекрёстно ab ab cd cd. Обрамляют секвенцию по краям одинарные строки.

Ю.Евдокимова История полифонии. Многоголосие средневековья:

«Итак, в пределах первого периода развития многоголосия мы выделили несколько стадий – параллельный органум, ранний непараллельный, «классический» свободный, поздний свободный (с двойной мелизмой). Каждая из этих стадий характеризуется особенностями голосоведения, нормами интервальных сочетаний голосов, степенью развитости органального голоса, наличием (или отсутствием) мелизматических распевов.
В органуме первого периода v.organalis подстраивался к заданной мелодии на основе интервальных норм и голосоведения, был в полном смысле контрапунктом к ней. Мелодия возникала как результат этого контрапунктирования. Позднее техника станет иной: для совместного звучания будут приспосабливаться уже готовые мелодии. Изменится отношение к линии как таковой. Она будет находиться в центре внимания, а результирующей окажется вертикаль.»

Ars antiqua

Начало периода связано с несколькими крупными монастырями, где хранились и были впоследствии найдены важные манускрипты, памятники ранней полифонии и долинейной нотации. Монастырь Сен-Марсьяль в Лиможе, где хранилось всё огромное (по тем временам) наследие Адемара Шабанского, и монастырь Сантьяго-де Компостела в Испании, где был найден Codex Calixtinus.

Ars antiqua отличается от более раннего времени тем, что появилась первая композиторская школа с известными представителями.

Школа Нотр-Дам

Собор Нотр-Дам был построен в 1163—1345 гг., в нём сформировалась сильная и влиятельная школа музыкантов-исполнителей и композиторов, которые повлияли на развитие европейской полифонии средневековья и отличались уникальными стилевыми чертами. Ежегодно проводился конкурс, по результатам которого в соборе выбирались 16 певчих хора, из которых 2-3 наиболее профессиональных становились солистами.

Нотр-Дам

Первое поколение мастеров Нотр-Дам связано с именем магистра Леонина. Он был не только композитором, но и крупным поэтом. Леонин частично создал главный манускрипт, сборник произведений, благодаря которому мы сейчас можем получить представление о школе: «Magnus liber organi de gradali et antifonario» (оригинал не сохранился, известен по более поздним копиям). Этот большой сборник продолжался и дописывался разными людьми, в нём представлены органумы разных периодов развития школы. Органумы Леонина и современников («леониновская эпоха») двухголосны. Кроме Леонина известны имена Адама Нотр-Дамского (Сен-Викторского) и Альберта Парижского.

В эпоху Леонина в полифонической технике появились новые приёмы:

В ритме вокальных произведений было принято использовать шесть совершенно конкретных ритмических фигур, называемых модусами.

модусы

Это приём, когда свободные голоса звучат на выдержанном тоне. Фактически то, что мы сейчас называем органным пунктом.

Во многих определениях термина «полифония» заявлено равноправие голосов фактуры. С исторической и практической точки зрения это не совсем так. Изначально главным голосом была мелодия хорала, или же, если основа композиции не григорианский хорал, любая другая мелодия, к которой уже пристраивался дополнительный голос (голоса). В эпоху Леонина стали появляться композиции, в которых основной голос трактовался свободнее.

Ю.Евдокимова История полифонии. Многоголосие средневековья:

«Главным средством формирования композиции в целом остаётся контраст хорового монофонического звучания и сольного полифонического – респонсорное противопоставление хора и ансамбля солистов.»

цари

Обезглавленные во время революции скульптуры царей с собора Нотр-Дам.

Адам

Скульптура Адама с собора Нотр-Дам, парная скульптура Евы на сохранилась.

С последних десятилетий XII и до середины XIII вв. – эпоха следующего основного персонажа школы Нотр-Дам – Перотина. Он был одним из певчих собора, а со временем стал первым певчим по статусу. «Перотиновское письмо» — трёх-четырёхголосное. Время расцвета готического многоголосия.

Чем больше голосов, тем больше вероятность появления диссонанса. В этот период секунды и септимы более нормативны как диссонанс, чем терции и сексты. Подготовка и разрешение ещё не регламентируются.

Большее значение приобретает кондукт, это время — его расцвет. Создаётся много светских кондуктов (в том числе политические и сатирические). Клаузулы отделяются от органума и становятся самостоятельным жанром. Но органумы всё ещё важнейший жанр, их пишут больше всего.

В мелодии преобладали краткие попевки. Приёмы развития – остинатное и варьированное повторение. Расцвет секвенций как формы. Происходит объединение модусов в ритме и мелодических попевок в устойчивые формулы, полифоническое письмо формализуется и становится более регламентированным. Создаётся модусно-контрапунктирующая музыкальная ткань с эффектом ритмической и мелодической комплементарности (несовпадением каденций, длительностей и движения мелодии).

Варианты средневековой нотации

Невмы

Невменная

Невмы+буквы

Невменно-буквенная

Гвидо

Эпохи Гвидо

Диастематическая

Диастематическая

Дасийная

Дасийная

Мензуральная

Мензуральная

Знаменная

Знаменно-крюковая

Органум Леонина:

Органум Перотина:

В XIII веке органум как ведущий и самый популярный вид произведений уступает своё место произошедшему от него через клаузулы мотету.

Мотет — универсальный жанр, который мог быть как паралитургическим, так и светским, в том числе и фривольного содержания. Возник он из подтекстовки голосов клаузул, которые изначально были просто распевами латинского текста хорала (всего одного или двух слов). К тенору, в котором звучал мотив хорала или популярной светской песни, добавлялись триплум и дуплум (мотетус), для которых писали разные слова. Да, во всех трёх голосах. Ещё и на разных языках, хорал – на латыни, другие голоса – на старофранцузском. Количество голосов бывало разным, но в итоге чаще всего средневековые мотеты трёхголосны. Этот жанр в своей основе содержит идею композиторского технического мастерства: писать и слушать мотеты было непросто, потому что мелодическое и текстовое разнообразие требовало (и требует) знания контекста и интеллектуальной подготовки. Мотет — не простонародный жанр. В отличие от огранумов, мотеты небольшие, они не отличаются продолжительностью. Для мотетов Ars antiqua не характерна имитационная техника.

Ю.Евдокимова История полифонии. Многоголосие средневековья:

«Мотет XIII века на всех этапах его развития характеризует определённая совокупность его музыкальных особенностей. Это – модальная ритмика на стадии перехода к мензуральной; фактура многоголосия, полимелодическое существо которой усилено разнотекстовостью; принцип линейного сложения ткани и, наконец, закономерности остинатно-вариационной композиции, связанные со строением тенора.»

Композиторы, которых считают родоначальниками мотета:

Также известно много мотетов анонимных представителей школы Нотр-Дам.

Мотет Франко Кёльнского:

Распространению мотета поспособствовала королева Франции Мария Брабантская, которая происходила из очень музыкальной семьи и любила искусство.

Во времена её правления был создан Кодекс Монпелье, большой рукописный музыкальный сборник, который состоит преимущественно из мотетов.

К этому же времени относятся первые образцы записанной инструментальной музыки. Самый популярный жанр в этой области — эстампи. Отношение к инструментальной музыке сильно отличалось от отношения к вокальной, которую мыслили всё-таки в основном как религиозную. Несмотря на использование инструментов в церкви, чаще всего такая музыка ассоциировалась с жонглёрами, артистами развлекательного «низкого» жанра.

Ars nova

В XIV веке во Франции и Италии возникли новые яркие музыкальные явления со своими представителями. Итальянское ars nova очень заметно отличается от французского, в некоторых источниках его называют не ars nova, а музыкой Треченто. Речь идёт о том же самом периоде.

органетто

Термин ars nova изначально относился к новому восприятию музыкального времени и адекватной ему новой по своим принципам нотации. В XIV веке размеренность, которая так хорошо выражалась при помощи модусов, становится неактуальной. Самое очевидное отличие ритмики ars nova от ars antiqua — это уравнивание в правах перфектного (на три) и имперфектного (на два) деления длительности. Деление длительности на счётные доли называется пролацией, термин появился в трактате Филиппа-де Витри Ars Nova. Также появилось то, что мы сейчас называем «штилем» ноты, семибревис со штилем становится более мелкой длительностью минимой. Также в этих трактатах (сохранилось несколько вариантов, не совпадающих по содержанию) появляются обоснования запрета движения параллельными октавами и квинтами и необходимость альтерации.

Композиторов и теоретиков ars nova было немало, но определяющими и самыми знаменитыми сейчас представляются Филипп-де Витри, Гийом-де Машо и Франческо Ландини.

Филипп-де Витри (1291-1361 гг.)
и изоритмия.

Французский епископ, композитор, теоретик, поэт, астроном и дипломат. Именно ему долгое время приписывались основные идеи ars nova notandi, потому что эти идеи изложены в его одноимённом трактате. Сейчас у исследователей вызывает большое сомнение, что Витри был именно автором этих инноваций. Скорее всего он пользовался ими, писал о них, но не изобрёл. Более вероятно, что теоретиком, обосновавшим и придумавшим новые ритмические техники был Иоанн-де Мурис

Филипп-де Витри был чрезвычайно знаменит и влиятелен при жизни. Это объясняется его широкой профессиональной деятельностью и композиторским мастерством. Произведений Витри сохранилось очень мало, часть из них в важнейшем памятнике переходной от ars antiqua к ars nova эпохи Романе о Фовеле.Это литературное художественное произведение, его главный герой — человеко-конь Фовель представляется как символ человеческих слабостей. Его приключения метафорически описывают взаимоотношения человека с судьбой и обществом. Во второе рукописное «издание» романа добавлены многочисленные красочные иллюстрации и множество музыкальных произведений. В том числе и мотеты Филиппа-де Витри.

Имя Витри в истории тесно связано с техникой изоритмии.

Изоритмический мотет — мотет, написанный на основе сочетания двух повторяющихся элементов (остинатных формул). Звуковысотного — color и ритмического — talea. Color, как правило, длинный, а talea довольно короткая, на одно проведение color приходится несколько проведений talea. Эти элементы комбинируются друг с другом не совпадая, то есть ритм не закреплён за высотой звука, таким образом в каждом сочетании получается разная мелодия. Talea может проходить в увеличении или уменьшении одновременно в разных голосах, её изменения происходят в том числе и из-за смены мензуры. Термин изоритмия не аутентичный, его ввёл в 1904 г. музыковед Фридрих Людвиг. А в эпоху ars nova изоритмию описывал Иоанн-де Мурис.

Ю.Евдокимова История полифонии. Многоголосие средневековья:

«Налаживание изоритмической основы мотета становится довольно изысканным процессом. Мелодический фрагмент избранного напева, обычно довольно протяженный, выступающий как color, расчленяется согласно выбранному автором рисунку ритмического остинато (talea).»

Мотет Филиппа-де Витри:

Гийом-де Машо (около 1300-1377 гг.)
и песенные формы.

Французский поэт, композитор и придворный. Считается одним из последних труверов.

Был придворным и нотариусом короля Иоанна Люксембургского, прославился как поэт и композитор не менее Филиппа-де Витри, был знаком и с ним, и с Иоанном-де Мурисом. Машо известен как автор произведений в разных жанрах, далеко не только мотетов. Он кроме того писал лэ, баллады, рондо, виреле, которые называл chansons baladees. Многоголосные песенные формы связаны с деятельностью труверов, Гийом-де Машо их не изобретал, но активно использовал.

Крупная поэтическая и музыкальная форма. Одноголосная и повествовательная, лирического или лирико-эпического характера. По музыке во времена Машо это форма сюитного типа, то есть несколько идущих друг за другом разных мелодий, в обрамлении одинакового материала. Могут длиться до получаса.

Одна из жёстких или твёрдых форм (formes fixe), к жёстким относились также формы рондо и виреле. В XIV в. баллада представляла собой трёхчастную структуру, где две первые части содержали одинаковый материал с небольшими отличиями, а третья — новый материал (АA1B). В такой форме могли строиться несколько строф внутри баллады, текст в соответствии с музыкой повторялся или отличался. Баллады были чаще всего двух-трёхголосными. У Машо есть политекстуальные баллады.

Поэтическое и музыкальное рондо (ударение делается на последний слог) произошло от кансоны труверов и представляет собой форму с рефреном, повторяющейся частью. Основоположником считается Адам-де ля&nbspАль. В отличие от рондо классической эпохи, чередование рефрена и новых частей не равномерно, главная действующая сила тут поэтический текст. Могли быть многоголосными, в том числе политекстуальными.

Поэтическая и музыкальная форма с трёхстрочной строфой. Музыкальная структура AbbaA. Количество стихов и продолжительность могли быть разными. Виреле часто одноголосны. В Италии произведения такой структуры назывались баллата.

Гийом-де Машо помимо прочего примечателен двумя уникальными фактами творческой биографии. Первый — создание собственного собрания сочинений. Второй — впервые написанная авторская месса на текст ординария (до этого момента создавались варианты проприя, изменяющейся части).

Собрание сочинений Гийом-де Машо создал в 1370-е годы. Оно представляет собой несколько книг, где произведения организованы по жанрам, и порядок, в котором идут эти жанры, определял сам автор в соответствии со значимостью.

Первыми и самыми важными Машо обозначил ди (dits), длинные стихотворные произведения с сюжетом. Они не содержат музыки за исключением одного под названием «Снадобье Фортуны». Таким образом, мы можем наблюдать и за соотношением поэтического и музыкального начала в искусстве Средневековья, и за отношением Машо к себе как к автору. Всего до нас дошло 15 ди.

Следом идут лэ (19), мотеты (23), месса, баллады (200, из которых 42 с музыкой), рондо (21) и виреле (33).

Месса Нотр-Дам Гийома-де Машо отличается от ранее созданных тем, что в ней написана музыка обязательной части, так называемого ординария, в то время как другие авторы, например, Пьер-де ла Круа, писали музыку для проприя, той части, которая меняется в зависимости от церковного календаря и связана со святым или праздником. О структуре и особенностях мессы необходима отдельная глава, здесь же надо отметить, что мессу Машо написал не на заказ, а по собственному желанию. И вместе со своим братом, который служил в той же церкви, пожертвовал очень крупную сумму денег, для исполнения этой мессы на протяжении десятилетий.

Машо в совершенстве владел изоритмической техникой, можно увидеть её в этой части мессы:

Также интересно его рондо, написанное в форме ракоходного канона. В движении нотного текста всё чётко показано:

В связи с тем, что произведений Машо сохранилось очень много, исследователи говорят об эволюции (изменениях) его авторского стиля в течение жизни, это уже можно проследить. Его стиль становился более сложным: увеличивалось число голосов, появлялись синкопы в мелких длительностях, использовалась ритмика малых пролаций, формы становились более пропорциональными. Отношение к диссонансу становится более аккуратным, у Машо встречаются как и неподготовленные диссонансы без разрешения, так и подготовленные с разрешением диссонирующего звука на полтона вниз, и с разрешением вверх или скачком.

Франческо Ландини (около 1325-1397 гг.)
и итальянские жанры.

Итальянский (флорентийский) композитор, поэт, исполнитель на различных инструментах и мастер по их изготовлению и настройке. В источниках почти нигде не фигурирует его фамилия, чаще всего он назван «Франческо, органист из Флоренции» или «слепой органист из Флоренции».

В пятилетнем возрасте потерял зрение после перенесённой оспы. Получил блестящее музыкальное и гуманитарное образование и сразу же демонстрировал выдающиеся музыкальные таланты. Практически вся его жизнь прошла во Флоренции, где он работал органистом и, впоследствии, капелланом. Сведения о его биографии содержатся в книге Филиппо Виллиани о знаменитых флорентийцах. В 80-е годы считался самым известным итальянским композитором. Написал множество произведений, до нас дошло более 150. Произведения Ландини записаны в манускрипте Codex Squarcialupi.

Жанры, в которых писал Ландини, отличались от французских. Им создано множество баллат, которые в музыкальном отношении по форме совпадали с французскими виреле. Несоклько мотетов, представлявших собой международный жанр, но в общем числе сочинений занимающих минимальное место. А также одну каччу и мадригалы, бытовавшие тогда только в Италии.

Мадригал — музыкальный жанр, появившийся в средневековой Италии. В основе музыкального мадригала лежит поэтическая форма, в которой писали Петрарка и Боккаччо. Мадригал состоит из двух частей, в первой — два или три строфы из трёх строк, вторая — ритурнель из двух строк. Этот жанр, также как и мотет, считался «учёным» и сложным. Характерно для мадригалов использование гокетного письма и имитационная полифоническая техника, возможно, появившаяся под влиянием каччи. Изоритмия встречалась, но не в той форме, в которой у Витри или Машо.

Качча — в переводе «охота» — имитационный канонический жанр, где два верхних голоса как будто охотятся друг на друга. Чаще всего каччи были трёхголосны, нижний голос мог исполнять инструмент. Исполнялись в быстром темпе и в тексте содержали бытовые детали.

Баллаты Франческо Ландини из Кодекса Скварчьялупи со страницой кодекса:

Баллата Ecco la primavera в сопровождении органа того типа, на котором играл Ландини, изображение есть на странице кодекса:

В работе над материалом этой главы, были использованы материалы с Youtube-канала
Musica mensurata, который рекомендуется к подробному просмотру и изучению:

Словарь терминов

Контрапункт
punctum contra punctum – точка против точки. Одновременное сочетание нескольких мелодических голосов. Может быть синонимом слова полифония, но также может иметь более узкое и специальное значение чем термин полифония. Контрапункт бывает простой, сложный, подвижной. и т. д.
Троп
Многозначный термин, который применяют в различных видах искусств. В литературе троп это слово или словосочетание, имеющее переносный смысл и используемное для увеличения эффектности, красочности речи (метафора, метонимия и синекдоха). Также в литературе и в кино троп это типичный сюжетный ход или образ, персонаж, который кочует из сюжета в сюжет, сохраняя основные черты, тут значение слова сходно со словом клише. В ранней полифонической музыке тропы это любые обработки григорианской монодии, где меняется мелодия, текст или и то и другое.
Тропарь или Тропарий
В контексте средневековой полифонии тропарь или тропарий это сборник органумов, где есть основная линия хорала и тропированный дополнительный голос. Знаменитый Винчестерский тропарь, один из самых ранних образцов полифонической музыки, состоит из двух частей, причём одна, где записаны голоса хоралов, хранится в Оксфорде, а вторая, с vox organalis — в Кембридже.
В православной церкви слово тропарь имеет другое значение, это короткое песнопение посвященное конкретному празднику или святому. Общее со средневековым принципом тропирования здесь то, что слова у православных тропарей уникальны, а мелодия принадлежит одному из восьми гласов.
Композиторская школа
Группа композиторов, в музыке которых есть выраженная преемственность, обусловленная временными и территориальными причинами.
Мензуральная нотация
Мензуральной.называется линейно записанная многоголосная музыка с нотированным ритмом. В григорианском cantus planus ритм полностью зависел от просодии текста. Мензуральная музыка имеет собственный ритмический рисунок. Современное деление длительности бинарно (в целой две половинных, в половинной две четверти и т.д.). В эпоху Musica mensurata отношение могло быть 3:1, тогда это называлось перфектной мензурой, или, как и сейчас, 2:1, тогда мензура называлась имперфектной. Мензуральная нотация возникла вследствие и на основе модальной, в которой применялись шесть модусов.
Дасийная нотация
Буквенная нотация, где символы были расположены на разной высоте и часто на линейках. Дасий — греческая буква, она, вместе с другими буквами, образующими дасийный звукоряд, использовалась для обозначения высоты наподобие ключа. Изложена в трактате «Musica enchiriadis» Псевдо-Хукбальда.
Диастематическая нотация
Одна из региональных невменных нотаций, распространённая в Аквитании и Лиможе. Мастером диастематической нотации был Адемар Шабанский, его манускрипты хорошо поддаются расшифровке, потому что невмы расположены очень чётко, под ними легко представить линейки.
Гокет и гокетирование
Жанр и технический приём, появившийся в средневековой полифонии на этапе ars antiqua и активно применявшийся в ars nova. Гокетирование это распределение мелодической линии между разными голосами буквально по одному звуку, горизонтально при этом линия голоса выглядит разорванной паузами. В дословном переводе гокет означает «икота». Этот приём вызывал много нареканий современников, особенно высшего духовенства, и считался неподобающим для церковной музыки.
Трубадуры
Поэты, композиторы и исполнители, жившие в Окситании и писавшие на провансальском языке «ок» (по классификации Данте).

П.Обри «Трубадуры и труверы» ред.М.В.Иванова-Борецкого:

Lange d’oil – язык, в котором утверждение «да» произносилось как oil, — язык севера Франции, langue d'ok – где это утверждение звучало ok – язык юга Франции.

Расцвет творчества трубадуров — XII-XIII вв. Часто трубадуры были представителями знати, среди них несколько монархов. Известны имена 460 трубадуров, из произведений больше всего сохранилось поэзии, стихов с музыков 269. Почти всё музыкальное наследине трубадуров известное нам в настоящий момент содержится в двух манускриптах, есть ещё источники, где музыка трубадуров записана частично вместе с другими авторами. Возможно на трубадуров повлияла арабская поэзия, в частности идея куртуазной любви имеет много общего.

Первым трубадуром считается Гильом IX герцог Аквитании. Другие известные имена: Маркабрюн, Серкамон (они были придворными Гильома), Раймбаут Оранский, Бернарт-де Вентадорн, Рамон-де Мираваль, Бертран-де Борн, Монах Монтаудонский, Гираут Рикьер и другие. Также существовали женщины-трубадуры «тробайрицы».

Все стихи трубадуров подразумевали пение. У них сложились собственные поэтические жанры: версы, кансоны, сирвенты, альбы, пастурели, планты и тенсо.

Труверы
Поэты, композиторы и исполнители, писавшие на старофранцузском языке «ойль» (по классификации Данте). Труверы жили и творили на севере Франции, на юге Италии, на Сицилии, в Греции, в Англии. Крупнейшим центром труверской жизни было графство Артуа и в нём город Аррас.

Расцвет также пришелся на вторую половину XII-XIII вв. и среди труверов было также немало представителей знати (знаменитый трувер Тибо Шампанский — родственник первого трубадура Гильома Аквитанского). Стихов и музыки труверов сохранилось на порядок больше, чем у трубадуров (более 20 рукописей и более 2000 мелодий), но труверы при этом менее известны.

Из титулованных и знаменитых деятелей эпохи труверами можно назвать Ричарда Львиное Сердце, Карла Анжуйского, который покровительствовал труверам, Гильома-де Виллардуэна. Труверы объединялись в профессиональные цеха. Известные имена: Адам-де ля Аль, Блондель-де Нель, Рютбёф, Жан Бодель, Жанно-де Лекюрель. Последним трувером принято называть Гийома-де Машо. Также известно творчество некоторых трувересс.

Один из важных труверских жанров — роман с музыкальными вставками, каким стал «Роман о Фовеле» во второй редакции.

Миннезингеры
Немецкий и австрийский аналог трубадуров и труверов. Они отличались не только языком (вехнесредненемецкий или нижнесредненемецкий), но и жанрами, и стилем музыки. У миннезингеров бытовали ляйх, который по существу походил на лэ, и шпрух, более речитативный и философский по содержанию. Известные имена: Нейдхарт фон Рюйенталь, Фрауэнлоб, Фридрих фон Зоннебург, Вислав Руянский, Иоганн фон Брабант. В XIV веке миннезингеры сформировали следующую формацию поэтов-композиторов, но уже не рыцарского, а бюргерского происхождения: мейстерзингеров.
Жонглёры
Профессиональные музыканты-исполнители в средневековой Франции. Нередко работали на трубадуров и труверов, исполняя их произведения, таже могли писать и свои стихи с музыкой. В отличие от трубадуров и труверов, не были уважаемыми членами общества.

Трубадур Гираут Рикьер писал о жонглёрах:

Прошу вас не дозволять, чтобы тех, кто владеет подлинным искусством [творческого] изобретения, кто знает секреты стиха, канона и других поэтических красот, называли жонглерами. Вы же понимаете, что долговечные труды первых — не то же самое, что безделушки вторых. Удовольствие, которое дают музыканты и шуты, длится лишь миг, когда их слушают и на них смотрят. Но песни добрых трубадуров, создателей прекрасных историй, останутся в памяти на долгие годы, будут жить и после смерти авторов. Очень жаль, что при дворах у них нет собственного имени, которое могло бы их отличать от презренных жонглеров.

В Германии и Австрии аналогом жонглёров можно считать шпильманов.

Ваганты
Бродячие монахи, которые странствовали между монастырями. Им некоторое время приписывался определённый тип монастырского творчества, фривольный и рискованный. Никаких доказательств, что ваганты могли бы это создавать и тем более записывать, в настоящее время нет.
Голиарды
Клирики (служители церкви), которые в своём тексто-музыкальном творчестве считаются последователями мифического персонажа Голиаса, описанного Геральдом Камбрийским в трактате «Зерцало церкви». Голиас, являясь высокопоставленным и очень образованным человеком, представлял собой сочетание возможных пороков, от пьянства до блуда, и писал при этом в большом колчестве стихи и песни.

К голиардам относят авторов светских стихов на латыни, которые нередко попадаются в средневековых манускриптах, создававшихся в монастырях.

Известные голиарды: Иларий Орлеанский, Алан Лилльский, Пётр Блуаский, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер.